Южный Урал Флэйва
Десятки модных тачек, из которых качают олд-скуловые биты, сотни молодых людей в явно неконсервативной одежде, ажиотаж с билетами на входе - так закончилась хип-хоп весна в городе нефти, денег и гэнста-рэпа. Нет, не в LA или в Сан-Франциско, а чуть ближе - в Уфе. Тридцать первого мая более тысячи человек собралось под знамена «Хип-Хоп Коллектора» - главной рэп-сцены республики Башкортостан, для того, чтобы увидеть Качество и Стиль в исполнении кумиров завтрашнего дня. Сомневаюсь, что любители «андерграунд-звучания» нашли бы здесь для себя что-либо интересное, ведь в заключительном гала-шоу приняли участие только мастера - профессионалы с отточенной техникой, никогда не позволяющие себе делать на сцене «лажу», прикрываясь при этом громкими словами об этом самом «андерграунде» (читай - о неспособности работать «по-взрослому»).
«Типичный Ритм», VIA Чаппа, 7.62 (Фактор и Гусь), Асман и Пицца, Толстый и Тонкий, R@mail, Green Dog & Green $tar («Зеленый Фронт»), Killahillz, D.A.S. и другие - вот имена тех, кто сводил с ума переполненный в полтора раза концерт-холл на протяжении трех часов. Гости с Урала, Поволжья, Кавказа, Питера, соседнего Казахстана и даже из Государственной Думы в лице А.Буратаевой - вот реальный показатель интереса к рэп-музыке, а именно к ее наиболее ярким представителям…
Хип-хоп в Уфе начал развиваться в середине 90-х, и сразу же в совершенно другом ключе, чем в остальных российских регионах. Мелодичность в музыке и исполнении сделали уфимскую школу сегодня одним из самых ярких течений русского рэпа. Несомненно, в основном это заслуга знаменитой четверки - VIA Чаппа. Хотя и до их образования в 1996 в Уфе существовали хип-хоп коллективы, именно «чапперы» заметили и начали культивировать тягу местных артистов и музыкантов к R`n`B звучанию. Сегодня уфимский R`n`B это уже не только VIA Чаппа - появляются новые герои этого стиля, такие как D.A.S. или Пицца… Конечно, далеко не все из персонажей башкирской сцены делают 100% R`n`B - есть много рэп-проектов, не относящих себя к этому направлению, но, тем не менее, хотят этого сами артисты или нет, у большинства из них эта связь присутствует и очень ясно проглядывает, будь-то в хардкоре или в раггамаффине. Следует также отметить, что этот свой, особый башкирский колорит, свой полюс музыки, свой уровень качества, в последнее время стали притягивать сюда и представителей других регионов России, порою не самых близких (например Green Dog с Северного Кавказа).
Хип-хоп здесь, как и во всей России, пока еще не стал индустрией, как в Штатах, но если сравнивать положение дел в Уфе с соседним Челябинском, то выводы не заставят себя долго ждать: десятки рэп-коллективов, уровень многих из которых выше среднероссийского, против нескольких «старых монстров», упорно продолжающих делать «андерграунд» - и это лишь верхушка айсберга. Разница кроется, конечно же, не только в этом, причину стоит искать в самой природе этих городов, их материальном и культурном положении. Если Уфа - это центр национальной культуры и столица республики, отсюда вытекающие финансирование и благосостояние жителей, то Челябинск - это огромный индустриальный гигант, живущий в совершенно другом ритме и совершенно другой жизнью. Если в европейской Уфе рэп-культура тяготеет к westcoast с его бриллиантовым блеском и калифорнийским шиком дорогого, эксклюзивного R`n`B, то азиатский «Чили» в этом плане - некий прообраз нью-йорских гетто с повышенной криминогенной обстановкой и такой же простой, временами примитивной «жесткой начинкой»… Два непохожих стиля двух непохожих «сити»…
На сегодняшний день в городе Уфа уже более полугода существует творческий союз «Музыка Европа Азия». Без сомнений он стал главным двигателем развития хип-хоп движения в республике, на что указывает хотя бы тот факт, что за равный промежуток времени у каждого из его членов выступлений гораздо больше, чем у всех остальных вместе взятых проектов, не состоящих в «М.Е.А». Все участники союза проповедуют различные стили и направления: Green Dog - intelligent hip-hop под acid-jazz`овым соусом,Толстый & Тонкий - клубный old-school со множеством электронных инноваций, R@mail - new wave с жестким речитативом, Патрик (V4) - гуру уральского рэпа, специализирующийся в собственном стиле, Killahillz пропагандирует лирику гетто, не забывая при этом о современности и актуальности звучания, «cOOlbOOlz» - поэзия уральских улиц с простотой и выразительностью слога, Грин$тар это культивирование g-funk`а в условиях Южного Урала, «Bad fathers» - альтернативный хип-хоп из Штатов, Пицца - качественный рэп и R`n`B, замешанные на реальных историях, Асман - классика new school`а со своеобразной лирикой, легко запоминающейся и берущей за душу, D.A.S. - открытие года, новый фирменный R`n`B феномен в лучших традициях уфимской школы, ну и наконец сами основатели этой школы - VIA Чаппа (V4), группа, создавшая благоприятную почву для такого роста хип-хоп культуры на башкирской плодородной земле.
Несмотря на разноплановость всех этих проектов, их объединяет одно - КАЧЕСТВО & ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!.. То, про что чаще всего забывают некоторые «рэпперы», полагаясь только на моду какой-либо команды, боящиеся искать что-то новое, пусть иногда и путем ошибок, и предпочитающие идти по уже протоптанной, но чужой дороге… Те люди, про которых рассказано выше, выбрали для себя другие ориентиры в творчестве, поменяв пресловутый «андерграунд» на честный профессионализм. Это и есть реальные лица уфимской рэп-сцены - флагмана Южно-Уральского стиля.